Говорите рядом: коротко, но разнообразно. Обсуждайте то, что видите, слышите, делаете вместе. Делайте это даже без повода — просто чтобы быть в диалоге. Когда вы говорите — указывайте на символы, которые есть на коммуникативном устройстве или книжке: и на базовые слова (core), и на тематические (fringe). Не требуйте повторения — просто показывайте, как это можно использовать. Следуйте правилу +1, показывайте фразу из 3-4 символов, когда говорите
Замечайте все способы общения: жест, слово, символ, взгляд. Уточняйте смысл, переспрашивайте по-настоящему, не тестируя.
Когда ребёнок говорит фразу — добавьте новую информацию: новый признак, место, эмоцию. Это помогает развивать язык и мышление.
Не торопитесь. Давайте ребёнку время начать, продолжить, исправить. Чем тише и внимательнее вы рядом, тем больше у него пространства проявиться.
Говорите о том, что видите, чувствуете, делаете. Не ждите вопроса — просто рассказывайте рядом. Если ребёнок пользуется коммуникативным средством, показывайте, как это делают взрослые: указывайте на символы, когда говорите. Не требуйте повторения, просто говорите рядом. Следуйте правилу +1, показывайте фразу из 2-3 символов, когда говорите
Замечайте любое сообщение — слово, символ, жест, взгляд. Даже если это неполное или неточное высказывание — ответьте.
Когда ребёнок говорит что-то одно — добавьте чуть больше: ещё одно слово, уточнение, новый элемент. Так рождается фраза.
Пауза помогает ребёнку проявить инициативу. Смотрите, ждите, давайте пространство. Важно не торопить.
Называйте то, что происходит вокруг, говорите на разные темы. Не спрашивайте — просто делитесь рядом. Если ребёнок начинает пользоваться коммуникативным средством, моделируйте: указывайте на знакомые символы, когда сами говорите. Используйте короткие фразы — 1–2 символа. Не требуйте, просто показывайте.
Реагируйте на любые сигналы: звук, жест, взгляд, подталкивание предмета. Они имеют смысл — покажите, что вы его замечаете.
Если ребёнок показывает или тянется, скажите чуть больше: «ты хочешь сок», «это поезд, он гудит». Слово + контекст = шаг к символу.
Дайте ребёнку возможность быть первым. Подождите, прежде чем что-то сказать — так вы открываете ему место в разговоре.
Говорите короткими, живыми фразами о том, что происходит рядом. Делайте это естественно, это общение,а не занятие. Вы можете начинать моделировать : указывать на символы, когда говорите. Даже если ребёнок не отвечает, он наблюдает и учится. Начинайте с 1–2 в сообщении. Не нужно ждать ответа. Важно, чтобы первые символы были понятными и значимыми. Подобрать подходящий словарь поможет специалист.
Если ребёнок тянется, смотрит, гудит, хмурится — всё это общение. Реагируйте как на настоящее сообщение: «ты хочешь ещё», «не нравится», «громко».
Выражайте за ребёнка то, что он, возможно, хотел бы сказать. Не заставляйте — просто предлагайте слова рядом: «это мяч», «ты злишься», «упало?»
Дайте ребёнку возможность быть первым. Подождите, прежде чем что-то сказать — так вы открываете ему место в разговоре.
Озвучивайте то, что, как вам кажется, происходит: «ты смотришь на свет», «ты расстроился», «интересно?». Пусть ваш голос придаёт словам смысл и тепло. Вы можете начинать моделировать — показывать символы в своей речи, даже если ребёнок их пока не использует. Не нужно ждать ответа. Важно, чтобы первые символы были понятными и значимыми. Подобрать подходящий словарь поможет специалист.
Даже если сигналы неочевидны — откликайтесь. Не ждите подтверждения. Сам факт вашего ответа учит ребёнка, что на его действия можно влиять.
Если вы замечаете повторяющееся поведение — придавайте ему смысл словами: «ты хочешь, чтобы я включила», «ты устал». Это помогает формироваться намеренному общению.
Здесь особенно важно сначала смотреть, потом — говорить. Ваше внимание помогает замечать всё, что уже есть, и открывает пространство для роста. Сначала сигналы ребенка - потом ваша реакция
Ребёнок может не «говорить» привычным способом, но он уже показывает, что ему важно. Ваша задача — быть внимательным к мельчайшим изменениям и превращать их в совместный опыт. Это путь к первым осознанным обращениям.
Не ведите — следуйте. Влезайте в игру, катайтесь, шуршите, стучите, повторяйте. Делайте то, что делает ребёнок — не чтобы научить, а чтобы быть вместе.
Ловите любые телесные сигналы: повторяющееся движение, смена ритма, улыбка, задержка взгляда. Отвечайте — телом, голосом, действием. Это и есть общение.
Вы можете начинать мягко вводить символы — показывать их, когда сами говорите. Это не цель, а сопровождение. Начать можно с нескольких слов, связанных с любимыми действиями. Обратитесь к специалисту за подбором нужного средства АДК
Следите за телом ребёнка: куда он двигается, как дышит, на чём «зависает». Подключайтесь ненавязчиво, повторяя, сопровождением, лёгким прикосновением.
Если вам показалось, что ребёнок замер, вздохнул, пошевелился иначе — отзовитесь. Это может быть первый шаг к контакту. Даже если нет ответа — вы оставляете след.
Ритм, ритуалы, повторы — создают ощущение предсказуемости. Это важный фундамент: хлопать в ладоши, включать/выключать свет, дотрагиваться до игрушки с одинаковыми словами.
Вы можете использовать символы или жесты — не как «обучение», а как часть своей речи. Один символ, одно слово, в спокойной ситуации. Просто говорите рядом, без ожиданий. Так вы успеете научиться и будете увернее это делать, когда придет время.
Ваше стабильное, тёплое, чуткое присутствие — это уже общение. Даже если кажется, что нет контакта — ребёнок чувствует, что вы с ним.
Даже если кажется, что общения нет — ребёнок всегда подаёт какие-то сигналы: телом, голосом, мимикой, движением. Попробуйте понаблюдать без ожиданий и оценок.
Даже если пока нет обмена сигналами — важны ритуалы, телесная стабильность, эмоциональная предсказуемость. Это то, на чём будет строиться общение.
Специалист поможет вам увидеть те формы общения, которые вы могли не замечать, и вместе с вами найдёт путь, с которого можно начать. Записаться на консультацию.
Говорите рядом. Обычные слова: «я с тобой», «мы гуляем», «я смотрю на тебя». Это и есть начало. Даже если кажется, что никто не слушает — вас слышат.
Просто наблюдайте: что делает ребёнок, что повторяет, на что реагирует. Быть рядом с вниманием — это уже способ общения.
Любая реакция может быть сообщением. Не требуйте, не проверяйте — просто отвечайте: «ты посмотрел», «тебе не нравится?», «показать ещё?»
Даже если вы не уверены, нужно ли — начните. Подберите словарь вместе со специалистом и показывайте их, когда говорите, без ожидания от ребёнка.
Главное — не определить уровень, а быть поддержкой. Ваша чуткость, спокойствие и повторяемость — уже создают почву для общения.
Общение рождается там, где есть интерес, внимание к другому и желание быть понятым. Даже простые слова могут стать началом диалога, если за ними — связь, а не контроль.s
Когда вы берёте руку ребёнка или показываете, что именно он должен выразить — это уже не его сообщение, а ваше.
Даже если вы хотите помочь, важно остановиться. Вместо этого - поддерживайте, делайте паузы, наблюдайте, откликайтесь без давления.
Чтобы у ребёнка появилось собственное общение — словами, символами или телом — ему нужно пространство, свобода и ваше терпеливое внимание.
Если вы часто используете физическую подсказку, это может означать, что навыки коммуникации пока не сформированы. Попробуйте пройти "Ключ к общению" заново — возможно, стоит начать общение с другого уровня.
Если вы всё время подсказываете, что именно должен «сказать» ребёнок, — инициатива остаётся у вас.
Это может мешать ребёнку учиться общаться по-настоящему, а иногда полностью подменяет коммуникацию инструкцией.
Вместо этого — говорите о том, что действительно интересно и важно ребёнку. Делайте паузы. Ожидайте.
Подсказывайте только тогда, когда это действительно нужно, и избегайте прямых указаний вроде: «Покажи яблоко — и получишь» — это не общение, а условие.
Общение начинается там, где у ребёнка есть выбор, интерес и возможность выразить своё.
Вашему ребенку нужна поддержка. Похоже, вы даете ее столько сколько необходимо и когда необходимо. Поищите возможности для снижения помощи через увеличение паузы, расположения средства в одном и том же месте и т.д.
Отлично! Ваш ребёнок уже проявляет инициативу и общается самостоятельно.
Самое ценное сейчас — сохранять тёплое внимание, интерес и готовность откликаться без давления.
Ваши паузы, поддержка и принятие дают ребёнку пространство развивать собственную коммуникацию.
Главное правило в альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК): подсказки должно быть ровно столько, сколько нужно — и тогда, когда нужно.
Старайтесь избегать прямых инструкций. Вместо этого — поддерживайте, делайте паузы, наблюдайте, откликайтесь без давления.
Избегайте ответов за ребёнка — например, не берите его руку, чтобы указать на символ.
Такой подход помогает человеку действительно освоить АДК и использовать её как средство общения — тогда, когда он сам этого хочет.