Путеводитель по общению
Рекомендации для родителей

Путеводитель по общению

Как общаться прямо сейчас, помогая коммуникативно-языковому развитию?

Каким образом общается ребенок

  • Ранняя донамеренная коммуникация
  • Донамеренная коммуникация
  • Протоязык (досимволическая коммуникация)
  • Голофраза (символическая коммуникация: один символ за одно сообщение)
  • Фраза (символическая коммуникация)
  • Пока недоступно

Как помочь ребенку общаться

Ваш ребенок уже использует фразы в своем общении. Главная цель — расширить возможности для общения через увеличение ситуаций и расширения словаря

Комментируйте, используя символы

Говорите рядом: коротко, но разнообразно. Обсуждайте то, что видите, слышите, делаете вместе. Делайте это даже без повода — просто чтобы быть в диалоге. Когда вы говорите — указывайте на символы, которые есть на коммуникативном устройстве или книжке: и на базовые слова (core), и на тематические (fringe). Не требуйте повторения — просто показывайте, как это можно использовать. Следуйте правилу +1, показывайте фразу из 3-4 символов, когда говорите

Откликайтесь

Замечайте все способы общения: жест, слово, символ, взгляд. Уточняйте смысл, переспрашивайте по-настоящему, не тестируя.

Расширяйте сообщение

Когда ребёнок говорит фразу — добавьте новую информацию: новый признак, место, эмоцию. Это помогает развивать язык и мышление.

Наблюдайте и делайте паузы

Не торопитесь. Давайте ребёнку время начать, продолжить, исправить. Чем тише и внимательнее вы рядом, тем больше у него пространства проявиться.

Ваш ребёнок уже использует отдельные слова, символы или жесты, чтобы выразить мысль. Главная цель — поддержать движение к фразе: через новые слова, разнообразие ситуаций и ваше участие.

Комментируйте, используя символы

Говорите о том, что видите, чувствуете, делаете. Не ждите вопроса — просто рассказывайте рядом. Если ребёнок пользуется коммуникативным средством, показывайте, как это делают взрослые: указывайте на символы, когда говорите. Не требуйте повторения, просто говорите рядом. Следуйте правилу +1, показывайте фразу из 2-3 символов, когда говорите

Откликайтесь

Замечайте любое сообщение — слово, символ, жест, взгляд. Даже если это неполное или неточное высказывание — ответьте.

Расширяйте сообщение

Когда ребёнок говорит что-то одно — добавьте чуть больше: ещё одно слово, уточнение, новый элемент. Так рождается фраза.

Наблюдайте и делайте паузы

Пауза помогает ребёнку проявить инициативу. Смотрите, ждите, давайте пространство. Важно не торопить.

Ваш ребёнок уже выражает мысли с помощью мимики, жестов, звуков и взгляда — и начинает использовать отдельные слова или символы. Сейчас особенно важно поддерживать его инициативу и показать, как можно говорить по-новому.

Комментируйте, используя символы

Называйте то, что происходит вокруг, говорите на разные темы. Не спрашивайте — просто делитесь рядом. Если ребёнок начинает пользоваться коммуникативным средством, моделируйте: указывайте на знакомые символы, когда сами говорите. Используйте короткие фразы — 1–2 символа. Не требуйте, просто показывайте.

Откликайтесь

Реагируйте на любые сигналы: звук, жест, взгляд, подталкивание предмета. Они имеют смысл — покажите, что вы его замечаете.

Расширяйте сообщение

Если ребёнок показывает или тянется, скажите чуть больше: «ты хочешь сок», «это поезд, он гудит». Слово + контекст = шаг к символу.

Наблюдайте и делайте паузы

Дайте ребёнку возможность быть первым. Подождите, прежде чем что-то сказать — так вы открываете ему место в разговоре.

Ваш ребёнок уже активно общается с помощью жестов, мимики, звуков и взгляда. Он делится с вами желаниями и чувствами — без слов, но с ясным намерением. Сейчас важно: замечать эти сигналы, давать им смысл и показать, как можно говорить чуть иначе.

Комментируйте, используя символы

Говорите короткими, живыми фразами о том, что происходит рядом. Делайте это естественно, это общение,а не занятие. Вы можете начинать моделировать : указывать на символы, когда говорите. Даже если ребёнок не отвечает, он наблюдает и учится. Начинайте с 1–2 в сообщении. Не нужно ждать ответа. Важно, чтобы первые символы были понятными и значимыми. Подобрать подходящий словарь поможет специалист.

Откликайтесь

Если ребёнок тянется, смотрит, гудит, хмурится — всё это общение. Реагируйте как на настоящее сообщение: «ты хочешь ещё», «не нравится», «громко».

Расширяйте сообщение

Выражайте за ребёнка то, что он, возможно, хотел бы сказать. Не заставляйте — просто предлагайте слова рядом: «это мяч», «ты злишься», «упало?»

Наблюдайте и делайте паузы

Дайте ребёнку возможность быть первым. Подождите, прежде чем что-то сказать — так вы открываете ему место в разговоре.

Ваш ребёнок уже действует, выражает внутренние состояния — но пока редко ожидает ответа и обращается напрямую. Ваша задача — замечать его сигналы и начинать превращать их в диалог, поддерживать его

Комментируйте, используя символы

Озвучивайте то, что, как вам кажется, происходит: «ты смотришь на свет», «ты расстроился», «интересно?». Пусть ваш голос придаёт словам смысл и тепло. Вы можете начинать моделировать — показывать символы в своей речи, даже если ребёнок их пока не использует. Не нужно ждать ответа. Важно, чтобы первые символы были понятными и значимыми. Подобрать подходящий словарь поможет специалист.

Откликайтесь

Даже если сигналы неочевидны — откликайтесь. Не ждите подтверждения. Сам факт вашего ответа учит ребёнка, что на его действия можно влиять.

Расширяйте сообщение

Если вы замечаете повторяющееся поведение — придавайте ему смысл словами: «ты хочешь, чтобы я включила», «ты устал». Это помогает формироваться намеренному общению.

Наблюдайте и делайте паузы

Здесь особенно важно сначала смотреть, потом — говорить. Ваше внимание помогает замечать всё, что уже есть, и открывает пространство для роста. Сначала сигналы ребенка - потом ваша реакция

Ваш ребёнок пока не обращается напрямую и не использует символы, но активно воспринимает мир, движется, реагирует. Именно в совместных действиях, повторе, движении и телесной сонастроенности рождаются первые формы общения. Ваша вовлечённость — это и есть начало диалога.

Замечайте и поддерживайте сигналы

Ребёнок может не «говорить» привычным способом, но он уже показывает, что ему важно. Ваша задача — быть внимательным к мельчайшим изменениям и превращать их в совместный опыт. Это путь к первым осознанным обращениям.

Присоединяйтесь к активности

Не ведите — следуйте. Влезайте в игру, катайтесь, шуршите, стучите, повторяйте. Делайте то, что делает ребёнок — не чтобы научить, а чтобы быть вместе.

Откликайтесь

Ловите любые телесные сигналы: повторяющееся движение, смена ритма, улыбка, задержка взгляда. Отвечайте — телом, голосом, действием. Это и есть общение.

Моделируйте символы в моменте

Вы можете начинать мягко вводить символы — показывать их, когда сами говорите. Это не цель, а сопровождение. Начать можно с нескольких слов, связанных с любимыми действиями. Обратитесь к специалисту за подбором нужного средства АДК

Пока ваш ребёнок не обращается к вам напрямую, а сигналы трудно различимы. Поведение может выглядеть как случайное — но это не значит, что ничего не происходит. Именно сейчас особенно важно: быть рядом, наблюдать и создавать основу для появления общения.

Будьте рядом в движении и ощущениях

Следите за телом ребёнка: куда он двигается, как дышит, на чём «зависает». Подключайтесь ненавязчиво, повторяя, сопровождением, лёгким прикосновением.

Откликайтесь — даже если не уверены

Если вам показалось, что ребёнок замер, вздохнул, пошевелился иначе — отзовитесь. Это может быть первый шаг к контакту. Даже если нет ответа — вы оставляете след.

Создавайте повторяемые моменты

Ритм, ритуалы, повторы — создают ощущение предсказуемости. Это важный фундамент: хлопать в ладоши, включать/выключать свет, дотрагиваться до игрушки с одинаковыми словами.

Первые шаги к моделированию

Вы можете использовать символы или жесты — не как «обучение», а как часть своей речи. Один символ, одно слово, в спокойной ситуации. Просто говорите рядом, без ожиданий. Так вы успеете научиться и будете увернее это делать, когда придет время.

Самое главное — присутствуйте

Ваше стабильное, тёплое, чуткое присутствие — это уже общение. Даже если кажется, что нет контакта — ребёнок чувствует, что вы с ним.

Если вам кажется, что у вашего ребёнка нет ни одного доступного способа общения — это важный сигнал. Возможно, сигналы очень слабы, и их просто сложно заметить. Или вы пока не знаете, что считать за общение. Такое бывает, и вы не одиноки.

Остановитесь и присмотритесь

Даже если кажется, что общения нет — ребёнок всегда подаёт какие-то сигналы: телом, голосом, мимикой, движением. Попробуйте понаблюдать без ожиданий и оценок.

Найдите устойчивость в совместных моментах

Даже если пока нет обмена сигналами — важны ритуалы, телесная стабильность, эмоциональная предсказуемость. Это то, на чём будет строиться общение.

Обратитесь за поддержкой

Специалист поможет вам увидеть те формы общения, которые вы могли не замечать, и вместе с вами найдёт путь, с которого можно начать. Записаться на консультацию.

Начните говорить и делать паузы — просто быть слышанным

Говорите рядом. Обычные слова: «я с тобой», «мы гуляем», «я смотрю на тебя». Это и есть начало. Даже если кажется, что никто не слушает — вас слышат.

Иногда не удаётся точно определить, на каком уровне общения сейчас ваш ребёнок. Это нормально. Общение — не про категории, а про отношения. Даже если вы не уверены — начать можно прямо сейчас.

Будьте рядом и внимательны

Просто наблюдайте: что делает ребёнок, что повторяет, на что реагирует. Быть рядом с вниманием — это уже способ общения.

Откликайтесь на любое поведение

Любая реакция может быть сообщением. Не требуйте, не проверяйте — просто отвечайте: «ты посмотрел», «тебе не нравится?», «показать ещё?»

Начинайте моделировать

Даже если вы не уверены, нужно ли — начните. Подберите словарь вместе со специалистом и показывайте их, когда говорите, без ожидания от ребёнка.

Не стремитесь всё классифицировать

Главное — не определить уровень, а быть поддержкой. Ваша чуткость, спокойствие и повторяемость — уже создают почву для общения.

Помните: инструкция — это не общение.

Общение рождается там, где есть интерес, внимание к другому и желание быть понятым. Даже простые слова могут стать началом диалога, если за ними — связь, а не контроль.s

Важно!

Когда вы берёте руку ребёнка или показываете, что именно он должен выразить — это уже не его сообщение, а ваше.

Даже если вы хотите помочь, важно остановиться. Вместо этого - поддерживайте, делайте паузы, наблюдайте, откликайтесь без давления.

Чтобы у ребёнка появилось собственное общение — словами, символами или телом — ему нужно пространство, свобода и ваше терпеливое внимание.

Если вы часто используете физическую подсказку, это может означать, что навыки коммуникации пока не сформированы. Попробуйте пройти "Ключ к общению" заново — возможно, стоит начать общение с другого уровня.

Если вы всё время подсказываете, что именно должен «сказать» ребёнок, — инициатива остаётся у вас.

Это может мешать ребёнку учиться общаться по-настоящему, а иногда полностью подменяет коммуникацию инструкцией.

Вместо этого — говорите о том, что действительно интересно и важно ребёнку. Делайте паузы. Ожидайте.

Подсказывайте только тогда, когда это действительно нужно, и избегайте прямых указаний вроде: «Покажи яблоко — и получишь» — это не общение, а условие.

Общение начинается там, где у ребёнка есть выбор, интерес и возможность выразить своё.

Вашему ребенку нужна поддержка. Похоже, вы даете ее столько сколько необходимо и когда необходимо. Поищите возможности для снижения помощи через увеличение паузы, расположения средства в одном и том же месте и т.д.

Отлично! Ваш ребёнок уже проявляет инициативу и общается самостоятельно.

Самое ценное сейчас — сохранять тёплое внимание, интерес и готовность откликаться без давления.

Ваши паузы, поддержка и принятие дают ребёнку пространство развивать собственную коммуникацию.

Главное правило в альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК): подсказки должно быть ровно столько, сколько нужно — и тогда, когда нужно.

Старайтесь избегать прямых инструкций. Вместо этого — поддерживайте, делайте паузы, наблюдайте, откликайтесь без давления.

Избегайте ответов за ребёнка — например, не берите его руку, чтобы указать на символ.

Такой подход помогает человеку действительно освоить АДК и использовать её как средство общения — тогда, когда он сам этого хочет.

Отлично! Похоже, вы отличный собеседник, реагируете на все сигналы и способы коммуникации, которые использует ваш ребёнок.

Продолжайте замечать разные формы общения — жест, взгляд, символ, слово — и откликаться на них.

Мультимодальная поддержка — это залог развития и доверия.
Отлично! Похоже, вы отличный собеседник, реагируете на все сигналы и способы коммуникации, которые использует ваш ребёнок.

Продолжайте замечать разные формы общения - и откликаться на них. Мультимодальная поддержка — это залог развития и доверия! Чем больше форм общения получает отклик — тем увереннее человек пользуется всеми своими возможностями.
Будьте внимательны! Кажется, некоторые способы общения остаются не замеченными. Когда коммуникативно-языковое развитие ребенка происходит особым образом, а его способ общения отличается от привычных нам, кажется, нужно найти какой-то один идеальный путь: реагирировать на устные слова, АДК-высказывания или естесвенные жесты человеека. Но общение - это гораздо больше. Важно поддерживать и простые, телесные способы, и попытки коммуникации с помощью средств АДК и первые слова, если они есть. Чем больше форм общения получает отклик — тем увереннее человек пользуется всеми своими возможностями.

Сохраните или отправьте результаты